Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Добавил: vgs1949 11 февраля 2013 21:08
Последний комментарий: Аноним 12 февраля 2013 23:17

Метод мозгового штурма еще называют мозговой атакой, имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу, наряду с красивым названием еще некий героический шарм.

Вот эта история:

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен великих географических открытий, Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать? Один из членов экипажа предложил «гениальную» идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.)

К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался — бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?

Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

Рассмотрим классическую методику мозгового штурма для решения проблем и сложных задач.

На первый взгляд метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. П о с т а н о в к а    з а д а ч и.

2. В ы д в и ж е н и е    и д е й.

3. О б с у ж д е н и е    и д е й.

4. П р и н я т и е    р е ш е н и я.

Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5—15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей — дело тонкое. Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа:

• генерирование идей без всякой критики;

• осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречий.

Противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут «прочность», улучшатся, но при этом у «генераторов идей» пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо.

Противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать «сырые» идеи к исполнению без критики неразумно.

Как быть? Как вы поняли, Осборн эти два процесса генерирование и критику разнес во времени и поручил разным людям. Это помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены) дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.



ОСОБЕННОСТИ ЭТАПА ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ.

1. Для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, способные генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.

2. Создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей.

3. Строго запрещаются не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждому дается право на ошибку. Обсуждение идей запрещается, но поощрительные замечания, особенно развитие идей коллег и составление их комбинаций – приветствуются. Отметим, если современная аудитория эрудированная, поощряется пользование всеми приемами активизации мышления: ассоциациями, аналогией, инверсией, эмпатией, тризовскими приемами решения задач, эвристическими приемами…лишь бы больше выдвигалось идей. Хорошо, если сеанс генерирования проходит в темпе остроигровой хоккейной встречи, тогда за короткое время «выплескивается» много нестандартных идей. Сеанс генерирования идей продолжается до прекращения выдвижения идей. Обычно это занимает 20—60 мин., а количество идей может составлять много десятков.

Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию, и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без «изюминки», он сам должен предложить фантастическую идею или предложить 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием «цепочек идей» не должен допускать «потери идеи»: если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление, и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее. 

4. Все идеи записываются ! ! !

АНАЛИЗ ИДЕЙ И ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЙ.

Для работы на этом этапе приглашаются другие люди — аналитики, эксперты, которые, не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений. Осборн говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно». Вы поняли, что мозговой штурм - это несколько усовершенствованный коллективный метод проб и ошибок. Теперь бы мы сказали, что Осборн использовал системный эффект от объединения усилий двух групп людей



КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГОВОГО ШТУРМА

Суть мозговой атаки заключается в том, чтобы дать свободный выход мыслям из подсознания. По теории Фрейда, управляемое сознание является тонким слоем на массе неуправляемого подсознания. При мозговой атаке нужно создать условия, чтобы максимально расковать подсознание.

1 ЭТАП.

Разминка (до 5 минут)

Задача: Создать свободную, непринужденную обстановку

Процедура: Руководитель мозгового штурма дает группе короткие, иногда шутливые задания. Говорят те, кто хочет ответить. 

Если курица стоит на одной ноге и весит 2 килограмма, сколько она будет весить, если встанет на обе ноги?  На лесопильном заводе за 1 минуту машина отпиливает кусок бревна. За какое время машина распилит бревно на 5 частей?  Как тремя разрезами разделить голову сыра на 8 равных частей? . . . . . .

2 ЭТАП.

Генерирование идей ( 10 - 15 минут)

Задача: Предложить и зафиксировать за короткий промежуток времени как можно больше идей о решении проблемы.

Процедура: Описывается проблемная ситуация. Критика идей запрещена. Руководитель предлагает высказываться либо тем, кто хочет (по поднятию руки), либо всем по порядку. Все высказывания фиксируются либо на магнитофоне, либо записываются на классной доске или бумаге. В качестве задания лучше всего использовать проблемные ситуации с несколькими альтернативными вариантами решения.  Как измерить высоту пещеры, до свода которой не доходит даже свет фонарика, а вскарабкаться по стене невозможно? (Нужен простейший способ, причем вес прибора должен быть близок к нулю.)  Как измерить высоту египетской пирамиды? Это могли сделать и древние греки почти 600 лет до нашей эры.  Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое томительное ожидание, нарастающее раздражение... Перед руководством фирмы встала проблема — либо увеличить число лифтов, либо заменить их скоростными. Но все это слишком дорого. Как разрешить эту проблему простыми средствами?

3 ЭТАП.

Систематизация, оценка и отбор лучших идей.

Задача: Выбрать лучшие идеи в соответствии с заданными руководителем критериями.

Процедура: Руководитель объявляет один или несколько критериев. Далее все идеи ранжируются в соответствии с этими критериями. Чаще всего достаточно выбрать 5 самых удачных идей.


ДОСТОИНСТВА  МЕТОДА  МОЗГОВОГО  ШТУРМА

  • Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. 
  • Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.  
  • Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект «коллективного» ума) и возможности развивать идеи друг друга.  
  • Мозговой штурм можно использовать для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания.  
  • Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.  
  • Можно научиться не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.  
  • Можно научить слушать коллег и партнеров, уважать и свое, и чужое мнение, сформировать эффективную команду.  
  • Можно поднять статус робкого человека, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.  
  • Можно научить участников мозгового штурма позитивной критике (критиковать не человека, а действия, которые он совершает, причем без подсознательной агрессии, не приклеивать негативных ярлыков, вызванных эмоциями)  
Просмотры (3836)  Комментарии (1)  Форум (Общие)
vgs1949 13.02.2013 в 08:17

Предлагаю Вашему вниманию мои предложения по организации информационного дистанционного мероприятия по методу «Мозговой штурм» Пусть вас не пугает такое страшное название. Это не революции, не эксцессы, не война. Термин «Мозговой штурм» - это просто техническая процедура и технология для генерации нестандартных творческих идей и решения сложных проблем путем взаимодействия двух групп людей. Условно назовем их «генераторы» и «критики». При этом автор этого метода Алекс Осборн решение любой проблемы дополнительно разделил на два этапа, разнесенных во времени:
• генерирование идей (даже абсурдных) без всякой критики;
• осмысление, критика, анализ идей и выработка решения
Как вы поняли, Осборн эти два процесса генерирование и критику разнес во времени и поручил разным людям. Это помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены) дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.
Я знаю, как организовать Мозговой Штурм в офисе. В дистанционном варианте такого опыта пока нет. Поэтому в первый раз будем проводить это мероприятие в тестовом режиме, которое может включать в себя следующие шаги:
1. Знакомство участников с методом «Мозговой штурм»
2. Выявление и формулирование проблем. Определение приоритетов
3. Генерация творческих идей для решения проблем
4. Анализ идей, критика, подготовка конструктивных предложений

А сейчас подробнее рассмотрим мой вариант организации бизнес-школы для лидеров по методу «Мозговой Штурм».

ПЕРВЫЙ ШАГ: ПОДГОТОВКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
На этом шаге могут принять участие все партнеры проекта независимо от квалификации. Нужно только Ваше желание. Что Вы можете сделать?
• Познакомиться с учебными материалами по методу «Мозговой Штурм» на форуме по ссылке: https://vgs1949.fosite.ru/forum (если Вам это интересно)
• Подготовить и направить на мой электронный адрес: dist.kurs.vgs@yandex.ru письмо, в котором Вы можете задать вопросы, сформулировать проблемы и предложить аргументированные возможные решения этих проблем с Вашей точки зрения. Гарантирую анонимность Вашей информации.

ВТОРОЙ ШАГ: ВЕБИНАР - генерация идей. Возможный сценарий такого учебного занятия:
• Знакомство с методом «Мозговой Штурм»
• Представление участникам Мозгового Штурма обобщенных списков вопросов, проблем и идей на основе предварительного анализа писем, направленных в адрес спикера
• Участие в дистанционных опросах по теме учебного занятия
• Формулирование проблем и определение приоритетов путем дистанционного голосования
• Генерация идей в режиме реального времени по методу мозгового штурма
• Формирование группы экспертов из числа лидеров для анализа идей и подготовки предложений для решения проблем. Утверждение кандидатур путем анонимного дистанционного голосования

ТРЕТИЙ ШАГ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ ЭКСПЕРТОВ. Подготовка пакета конструктивных предложений. На этом шаге члены группы экспертов могут интенсивно общаться между собой через скайп. Можно даже создать специальную группу для совместной работы в скайпе.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: Принятие решений
• Дистанционное анонимное голосование по каждому пункту в списке предложений, подготовленных группой экспертов
• Подведение итогов информационного мероприятия «Мозговой Штурм», рефлексия, ответы спикера на вопросы участников школы

afynfcnbvbcn 24.02.2014 в 16:49

готов принять участие в мозговом штурме в различном формате..аудиторном,офисном,телефонном,интернетовском..